Что читать по Йоге?

Что читать по Йоге?

Литература по йоге — это, фактически, одно целое, которое можно представить себе как пирамиду: на узком конце — самое высшее знание, четыре Веды, на широком — современная литература. Веды изрекают «Ты есть То», Упанишада может намекать: «Медитируй на смысл символа ОМ, который заключается в том, что «Ты есть То»», комментарий Сатьянанды или Джохари разъяснит, что надо петь не ОМ, а «А-О-У-М-Н», а современный украинский автор заметит в своем бестселлере, что при этом надо держать лицо и плечи расслабленными, а язык прижать в «Набхи-мудре» для получения энергетического потока. Противоречий нет, пирамида ведь — цельная структура.

 

Веды — уникальное явление в истории человечества. Эти тексты, как считается в индийской культуре, были услышаны мудрецами (продвинутыми йогами) в состоянии глубокой медитации. Считается, что мантры — звуки, составляющие текст Вед, как бы вечно находятся в поле планеты Земля. Поэтому Веды называют «ненаписанными» или точнее, «не имеющими авторами». Это считается обоснованием их абсолютной, врождённой, истинности. Теоретически, любой, достигнув Просветлённого состояния в результате Йоги, может получить полное и незамутнённое знание Вед сам, напрямую.

Вед четыре, это (в порядке создания):
1. Ригведа — содержащая в основном хвалебные гимны богам,
2. Яджурведа — описание ритуалов поклонения богам,
3. Самаведа — как и Ригведа, содержит гимны для проведения церемоний поклонения богам,
4. Архарваведа — наиболее поздняя из Вед. Описывает заклинания для разных случаев жизни, в том числе от болезней и для ведения боевых действий. В ряде традиций эта Веда вообще не признаётся, и это не удивительно, т.к. она более «прозаична», ориентирована на получение благ, и её слог менее возвышен, чем высокая поэзия песнопений трёх других Вед. Содержит боевые заклинания и, по некоторым данным, использовалась даже для проведения человеческих жертвоприношений.
5. С древних времён высказываются спорные предположения о существовании «Пятой Веды«. Ей, вероятно, в ограниченном смысле можно считать Итихасы (в том числе, «Махабхарату» и в том числе «Бхагаватгиту», которая в неё включена). и Пураны. В то время, как 4 основные Веды могут правильно рецитировать (читать вслух) и толковать только потомственные брамины, то тексты, относимые к «Пятой Веде», и низшие, доступны всем кастам (индусов).

С понятием «Веды» не надо путать термин Упа-Веды, что значит, низшие или второстепенные Веды. В том числе, это Аюрведа (наука о медицине и здоровье, включающая не один а ряд трактатов, в том числе «Чарака-самхита» и «Аштанга-хридая Самхита»), Дханурведа и Астра-шастра (воинское ремесло, в т.ч. эзотерические практики и философия кшатрия, аналогично японскому «Буси-до»), Гандхарваведа (классическая музыка и сакральные танцы Индии), и др. Следование предписаниям Упа-Вед не ведут к Просветлению, они имеют целью мирское благополучие и процветание, богатство и долголетие. Кроме того, в наши дни медицинская ценность снадобий Аюрведы ставится медиками под сомнение.

Смежное понятие с «Ведами» — Шастры. Шастры — это тексты, которые считаются авторитетными, но они не признаны высшим знанием, и как и Упа-Веды, не всегда имеют целью Просветление в духе Йоги. Например, известна Вимана-шастра — древний трактат, описывающий техническое устройство (мифического, по данным современной западной науки) летательного аппарата. Шастра — это, фактически, «мануал», руководство. Руководство по уходу за автоматом АК-47 можно считать «Калашников-Шастрой». Не стоит придавать сакрального значения Шастрам, они его в индийской культуре не имеют. Нередко деструктивные секты продвигают отдельные Шастры как якобы священные писания, чтобы привлечь несведущих в Йоге в свои ряды (см. «кришнаиты»). В то же время, изучение Шастр может быть крайне увлекательным и полезным в своей области знания. Шастры напрямую не относятся к Йоге.

 

Махавакьи — «Великие высказывания» — Вед, это предельно сконцентрированная мудрость, послание, каждой Веды (а точнее — Упанишад, объясняющих значение гимнов Вед). Как вы увидите сейчас, они созвучны. Приведён «адрес» (стих) для тех, кто захочет найти важную цитату в тексте и узнать больше:

1. Ригведа 3.3 (Айтарея-упанишада): «Прагьянам Брахма»: «Сознание есть Брахман (Бог)».
2. Яджурведа 1.4.10: «Ахам Брахмасми»: «Я есть Брахман (Бог)».
3. Самаведа 6.8.7 (Чхандогья-упанишада): «Тат Твам Аси»: «Ты есть То (Высшее, Бог)».
4. Атхарваведа 1.2. (Мандукья-упанишада): «Аям Атма Брахма»: «Атман (моя душа) есть Брахман (Бог)».

 

Как практиковались Веды?

Вопреки вводящим в заблуждение лекциям «о ведической культуре» О.Г. Торсунова, Нарушевича и других недобросовестных предпринимателей, в Ведах не содержится данных о том, какие практики делать, во сколько вставать и ложиться, как наладить отношения между мужем и женой или какую пищу полезно есть и как сделать масло гхи в домашних условиях. Такие знания (уже давно устаревшие) отчасти можно почерпнуть в «Ману Смрити» («Законах Ману» II века до н.э.) — индийском аналоге древнерусского «Домостроя» (XVI в. н.э.). Остальное дополнила фантазия авторов лекций.

На самом деле, Веды практиковались исключительно потомственными браминами (брахманами) — членами касты жрецов в Индии. Считается, что Веды нельзя читать не-браминам, т.к. они (мы) ничего не поймут. Особенно ошибочным по такой линии рассуждений рецитировать Веды вслух, включая их отрывки (такие, как Гаятри-мантра: «Ом Бхур Бхувах Сваха…» и Махамритьюнджая-мантра: «Ом Траямбакам Ядхамахе…»). Это сложный и спорный вопрос, но по классике, если ты не рождён в Индии в высшей касте (и ты не мужчина), то Веды тебе якобы не понять, и ты не имеешь права их читать вслух. Мальчики-брахманы получают особое тайное посвящение в Веды в возрасте 5 лет и потом ещё одно, в 12 лет. А также, естественно, проходят многолетнее обучение грамматике и произношению Санскрита в живой традиции под руководством Гуру. Читать и тем более толковать Веды — прерогатива высшей касты индусов, и фактически, привилегия очень немногих людей, рождённых и прошедших обучение в Индии.

Как практиковались и практикуются в наши дни Веды? Есть 3 основных направления практик по Ведам:
1. Повторение мантр (по Ригведе);
2. Проведение ведических ритуалов жервоприношения — ягий (по Яджурведе);
3. Воспевание особых мантр в религиозных ритуалах (Самаведа).

Повторюсь, что все эти варианты практик доступны только индусам высшей касты, имеющим особые посвящения. Ведические ритуалы имеют множество нюансов, и считается, что несоблюдение даже мельчайших правил может иметь крайне негативные кармические последствия (наложить проклятие на весь род на 12 колен назад и на 12 вперёд). За редкими исключениями, не-индусы не имеют необходимых посвящений для проведения ведических ритуалов, и рецитация цитат из Вед такими людьми- оскорбление традиии Вед и чёрная магия, которая может иметь плачевные последствия. Считается также, что в Калию-югу — эпоху, в которую по ведическим представлениям, мы живём сейчас, мощные ведические ритуалы потеряли свою силу, а жрецы (брамины) деградировали и неквалифицированы, недостойны проводить ведические ритуалы… Однако… из каждого правила есть исключение, и йоги — как раз такое исключение, об этом вы узнаете постепенно, а прямо сейчас важно просто понять, что мы, йоги, не проводим ритуалы по Ведам и не «живём по Ведам».

 

Структура первоисточников по йоге.

Все знания по Йоге должны поступить либо из письменного источника, либо от Учителя (Гуру), либо в результате собственной практики, размышлений и медитации. Начинать изучение Йоги, т.е. получать знания о ней, надо с письменного источника — и чем выше уровень источника, тем лучше.

Высшая категория письменных источников по Йоге — «Шрути«. Дословно это значит «услышанное». Это, как считается в Йоге, запись священных звуков или стихой («ричей») просветлёнными и мудрецами мудрецами-йогинами («Риши»).

К категории Шрути (первое по важности и чистоте знаний) относятся сотни (!) текстов:

1. Это, конечно, четыре Веды, представляющие собой Самхиты (сборники мантр для рецитации жрецами — браминами), записанные просветлёнными мудрецами после откровений, полученных в глубокой медитации.
2. Араньяки и Упанишады — философские трактаты по классической Йоге, написанные в основном со слов просветлённых мудрецов их ближайшими учениками.

Считается, что истины, изложенные в них, применимы к любой эпохе. Это очень важно для нас, т.к. мы живём в другую эпоху, чем были написаны многие трактаты по йоге (в Кали-югу).

Более низкая категория текстов — не вечные истины, а наставления, данные людям конкретной эпохи. В наши дни многие из них устарели и неадекватны, следовать их советам и примерам рискованно.

К этой категории, Смрити, (второе по важности и точности, истинности знаний) относят тексты типов:

1. Дхармашастры («правила жизни», такие как «Ману-смрити»). Малополезные йогам трактаты.

2. Итихасы (в том числе эпосы «Махабхарата» и «Рамаяна«). Познавательные, вдохновляющие тексты, в которых, однако, почти не содержится практически применимых техник.

3. Пураны — древнеиндийские «былины», сказания. Во многих из них Брахма, Шива и Вишну описаны как реальные личности, живые люди, которые страдали, ошибались, воевали (в том числе друг с другом) и сношались. Крайне познавательные тексты по истории и культуре Индии.

4. Веданга («подраздел Вед»). Малоизвестные сегодня тексты по грамматике и фонетике санскрита, в т.ч. важных для правильного произношения мантр и воспевания гимнов, для успеха в магических ритуалах (по Ведам), и др.

5. Агамы (доктрины). Близкие к практическому применению тексты трёх сект индуизма: Шиваитов (шайвов) — кто поклоняется Шива, Шактов (шактистов) — которые поклоняются Богине, и Вайшнавов (вишнуитов) — поклоняющихся Вишну (в т.ч. в ипостаси Кришны).

Где в этой схеме «Прояснение Йоги» Б.К.С. Айенгара и «Анатомия йоги» Лесли Каминофф, эти две «библии современной йоги»? Современная литература, даже считающаяся авторитетной и бестселлером в США и, в подражание, с опозданием, и у нас, относится к категории низшего знания. Это либо Агамы (доктрины) в случае, если это изложение авторского стиля йоги, как у Айенгара. Либо Веданга или Шастры (тексты прикладного знания) в случае изложения техник для здоровья и по физической культуре. То, что авторитетно в западном йога-бизнесе сегодня, не имеет ни малейшей ценности для аутентичных йогов или для того же потомственного брамина в Индии. Книгу такой категории брамин бросит в грязь, и не будет читать, а лучше повторит ещё раз наизусть какую-нибудь Веду или Упанишаду. Именно так — заучивая ограниченный корпус проверенных текстов — и удалось сохранить знания Йоги почти без искажений на протяжении тысяч лет. Но в наши дни аутентичные знания искореняются, и уже почти заменены новоделом, нагло заявляющим, что он и есть «классика йоги» (как, например, это делают школы Б.К.С. Айенгара или школа В. Бойко). Посмотрим, протянет ли легендарная, древняя Йога ещё хотя бы 30-50 лет в таких диких условиях…

 

Список для чтения в ближайшие месяцы. Что серьёзного почитать по йоге?

Продолжение в материалах Вводного курса по йоге «Йога для начинающих». Пожизненный доступ ко всем 20+ урокам курса без поддержки ведущим: 1500 рублей. https://yoga-yog.ru/

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Alex / автор статьи
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Йога. Медитация. Здоровье.