Повышаем эффективность занятий йогой, Урок #7 (Ишвара-Пранидхана)

ишвара пранидхана уроки йоги

«Йога с помощником (тотемом)». Адекватная, современная адаптация очень древней йоговской техники «Ишвара-Пранидхана».

 

Есть такая древняя техника йоги – «Ишвара Пранидхана». «Ишвара» это «Высший», «Господь», а «Пранидхана» переводят как «преданность» или «опору». В общем, это в целом, по смыслу, «Преданность Богу», «Опора на Бесконечность» или «Погружённость в Высшее».

Иногда это можно спутать с индуизмом ,или с техникой, которую называют «Посвящение плодов практики Высшему». Но что такое «плоды практики», как не возрастающая Осознанность? И она всегда посвящена не кому-то адресно (даже не нам самим, как отдельным эго), а Истине в нас самих и в мире в целом. Автоматически посвящена, или является ей: специально «делать» это не требуется, да и невозможно! Осознанность (плоды практики Самопознания) НЕЛЬЗЯ передать, подарить – или купить, забрать или получить на день рождения. Она всегда при нас. Или её отсутствие.

Ишвара, или «Владыка» – это не что-то, отличное от нас (как души), к чему можно обращаться. Ум, конечно, может мыслить об Ишваре, отдельном от себя, но это иллюзия, Майя. Которую допускают просто для спокойствия обывателей.

 

«Бог (Ишвара) –это особая душа, которой не касаются омрачения, действия, их следы и их плоды». («Йога Сутры» Патанджали)

 

Но, согласно Ведам, Бог – это всё, всё вообще. Ничто не исключено из Ишвары, включая нас самих («Ахам Брахмасми», «Тат Твам Аси», «я ест Высшее», «ты есть то»). Нет «не-Ишвары», потому Ишвара – это всё. Другое дело – как мы с этим работаем, куда мы идём с этим знанием – в чистый до звона Дзен, или в низменную вседозволенность. В безупречность или халатность – которая, как ни крути, тоже Ишвара, но пока мы не в Не-двойственности (Адвайте), не Просветлены, по факту не приносит столько же пользы и радости. Мудрец может пойти на работу, а прийти на берег моря. Но человек, обременённый сетью обязательств, пока не может себе позволить такой свободы. И в этой обусловленности, прямоте тоже есть своя красота. Нам приятно, что солнце встаёт на Востоке. По крайней мере, до поры.

БЫТЬ ОТКРЫТЫМИ НОВОМУ

Ишвара Пранидхана в практике йоги на коврике и вне его – это оставить лазейку для новых инсайтов, открытий. Мы живём в своём мирке, обусловленном местом рождения, воспитанием, нашей работой, тем, что мы смотрим по ТВ, и так далее. Книгами, которые мы прочитали или не прочитали. Практиками, которые мы сделали или не сделали пока что. И это – жизнь, а как иначе? Но йоги при этом остаются открыты для новой информации.

Ишвара Пранидхана это как бы «сдача» на милость чего-то высшего и безупречного внутри нас самих. Мы делаем то, что делаем сейчас, но при этом как бы говорим себе: «ОК. Возможно, я не очень мудр. Я не знаю многих вещей. Я делаю то, что мне кажется важным сегодня, так, как меня научили, и в меру своего наилучшего понимания. Но я остаюсь открытым более тонкому и верном знанию, как только оно придёт». Или: «Высшее, исправь мои ошибки».

Такая открытость новому может проявляться в большом, и в малом.

ОТКРЫТОСТЬ В ВАЖНОМ И БОЛЬШОМ

В большом: это когда мы полностью восприимчивы на занятии йогой, мы можем легко диагностировать проблемы со здоровьем, просто наблюдая ощущения в теле. Мы можем почувствовать, отзывается ли нам этот учитель, этот стиль йоги, эта конкретная асана в подаче этого учителя, или же нет. В противном случае, если мы НЕ открыты, то мы будем обращать внимание только на мелочи: «фу, какой у этого инструктора прыщ на щеке», «фу, что-то я сегодня не могу дотянуться до пальцев ног, а позавчера-то получалось».

Руководствуясь «нашим Сердцем», мы легко выбираем тот круг друзей, ту работу и коллектив, ту практику для здоровья, и тот вид отдыха, которые отвечают нашим лучшим интересам на сегодня. Но это не очень-то просто: прислушиваться к своему Сердцу ещё надо учиться. И надо делать это как можно чаще. Иначе это не работает.

 

ИШВАРА В МЕЛОЧАХ

В мелочах Ишвара Пранидхана тоже помогает. Тот же самый прыщ на щеке собеседника, или невозможность дотянуться до носков ног сегодня – уже не вызывают у нас волну глубинного негодования, которую я бы сформулировал как «я недополучаю за свои деньги». Это бессмертное состояние «вечного потребителя»: мне недодали, я недополучаю, дайте две, сделайте скидку, почему преподаватель не встал ко мне лицом, ой, нет, верните, уж лучше задом, нет, хочу другого, нет, надо быстрее делать асаны, не хватило асан стоя, … Всё это – не стоит вашего внимания. Это просто – суета в голове.

Довериться Высшему в глобальных вещах – не просто. Не так уж просто, например, уйти с работы в нечестной коммерческой или силовой структуре, если вы осознали, что это несовместимо с путём Йоги. Не так просто «выбирать сердцем» работу, спутника жизни, отношения с близкими, даже отпуск и диету по сердцу. Не включая «потребителя», а выбирая честно, сердцем. Но ещё труднее довериться Высшему в мелочах.

Один из моих первых учителей рекомендовал делать асаны «примерно», как сам представляешь, без детальных правок. Без оценок: «правильно» или «неправильно» снаружи, со стороны. Вместо этого – внимательно прислушиваться к ощущениям в теле, уходить от болезненных ощущений, «нащупывать» верное положение всего тела в асане. Это не просто, но это работает. И это, в конечном итоге, такое исследование даёт больше, чем заученное «как попка дурак» положение, многократно отрепетированное с инструктором. Эта отстройка асаны «изнутри» выстраивает не только саму позу, но и, попутно, потоки жизненной энергии в теле, и позволяет за одно занятие получить больше пользы для тела и ума.

 

ИШВАРА ПРАНИДХАНА В ЖИЗНИ

Тоже самое применимо, как мы можем обнаружить, буквально ко всему  в жизни. И только прислушиваться к себе, к Сердцу, по сути, спасает нас от фальши, от банальности, от обывательщины, и от очерствения с годами. Многие поступки и даже предметы в своей жизни оцениваешь совсем по-другому, когда на минутку забываешь о цене и предлагаемой скидке, о статусе этой вещи или поступка, о возможной выгоде. И смотришь внутрь, «зришь в корень», по выражению К. Пруткова. Йоги просто обязаны зреть в корень, иначе грош цена их йоге.

«Верящий ум недвойственен; двойственный ум не может быть верящим. Он неописуем никакими словами. Для него нет прошлого, настоящего, будущего». Сен Цань, Третий патриарх Чань

Далеко не всегда находки, сделанные сердцем, приятны! Когда зрение обостряется, то видишь не только молочные реки и кисельные берега, а жизнь как она есть, как её строят люди: зачастую под воздействием невежества. Многое не отвечает стандартам этичности или пользы в долгосрочной перспективе – по крайней мере, для видящего это, в данный момент времени. Но знать, что сейчас не нужно, не полезно, – тоже знание. Знать, какая поза, асана, лекция принесёт травму, или приведёт к негативным праническим последствиям, – не меньшая мудрость, чем уметь стоять на одной руке вниз головой.

Пользу приносит не только знание, что полезно, но и видение, что вредно, знание ядов. Поэтому ценно не только «позитивное» знание и видение, но и «негативное». Его не надо бояться. Если «не видеть зла», сам становишься злом.

Мудрость уже внутри нас, заложена изначально – и ей не надо заряжаться, наполняться, и тем более молить о ней или добывать её ещё как-то. Мы только устраняем или сдерживаем («Ниродха») колебания («Вритти») ума («Читта»), чтобы Истина засияла. Только это состояние – «Читта Вритти Ниродха» – и называется Йога во второй сутре Патанджали. Только там мы реализуем природу Ишвары и полностью раскрываем потенциал техники Ишвара Пранидхана (освобождения от кармы) – с помощью интуиции и наблюдения, самоисследования, а не с помощью рассуждений, или физических практик, действия (кармы).

 

ИШВАРА: ЧИЩЕ, ЧЕМ ВЕРА, И БОЛЬШЕ, ЧЕМ ТОТЕМ

Сегодня в интернете легко можно найти рекомендации, как выбрать себе тотемное животное. Бизнес-тренинги учат, как найти ролевую модель. Родовая йога подсказывает, как выстроить отношения с архетипами Отца и Матери. Но Ишвара Пранидхана – это чуть сложнее, и намного эффективнее. У йогов, как и христиан, один Отец и Мать – это Бог, Абсолют, Свобода, Счастье, Любовь, Свет. И, согласно ведическому знанию, этот Абсолют, Свет – пронизывает всё: это не что-то, отдельное от человека, к чему можно обращаться или просить о чём-то. Это не кто-то, кто может наказывать нас «за грехи». Это наша глубинная, истинная сущность, которая всегда была и будет таковой. В своей практике мы ориентируемся ни на что иное, как на это Высшее. На Чистоту, и Мудрость. Каждый называет это по-разному, в силу культурных наслоений, но это именно то, что мы подразумеваем под словом «счастье». Это что-то очень хорошее. А всё остальное может быть только отблеском, только малой частью этого целого, осколком волшебного Зеркала, которым закрыто «Лицо» Сущего, если оперировать понятиями Ишавасья-Упанишады, где раскрывается суть понятия «Ишвара».

КОРОТКО СУММИРУЕМ, ТЕХНИКА:

Итак, последний в этом курсе урок, совет номер 7 для повышения эффективности занятия по йоге – будьте предельно открыты Ишваре (Высшему), которое проявляется, как:

  • Ваши ощущения во всём теле во время любой отдельной практики йоги, и сразу после неё (во время короткой Шавасаны или компенсации, контрпозы).
  • Образы и мысли, которые проходят перед вашим мысленным взором во время каждой отдельной практики и после неё (особенно во время интенсивных дыхательных практик и в Шавасане, но не только).
  • Ощущения, сопутствующие дыханию всё время занятия йогой и после него.
  • Ваши эмоции, реакции по поводу звуков, которые вы слышите. Так, тембр голоса инструктора, если вы слушаете внимательно, расскажет вам гораздо больше, чем говорится словами, и чем написано в автобиографии.
  • Не забывайте обращать внимание и на запахи, и ваши ощущения от них. Как и звуки, запахи «субъективны». Нет плохих и хороших, есть те, которые гармоничны, нужны вам сейчас, и те, которые мешают. Так, многим нравится на йоге запах благовоний и мантры – а другие люди могут высказать своё «фи» и даже уйти с занятия, услышав его.
  • Если вам любопытная эта линия самоисследования, то обратите внимание на Свара-Йогу – метод наблюдения форм и цветом ментальных образов, связанных с дыханием. Это продвинутая техника йоги, позволяющая подбирать техники йоги ,продукты питания, и всё остальное под себя, и знать, когда что нужно делать или не делать (такая «охота на удачу»).

Это занятие завершает цикл 7 уроков. См. ниже остальные.

ПРЕДЫДУЩИЕ УРОКИ (следующий – завтра):

Текст: (с) Серт. преп. йоги, Алексей Соколовский, 2019
Фото: Unsplash.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Alex / автор статьи
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Йога. Медитация. Здоровье.