Первые врата медитации: «Я ничего не делаю, но всё происходит»

Первые врата медитации: "Я ничего не делаю, но всё происходит"

Сегодня модно быть осознанным, прогрессивные миллиардеры и звёзды заявляют, что занимаются йогой и медитацией. Но … успехов в медитации достигают единицы. Почему?

Одним из подводных камней в самом начале медитации является странная путаница, которую мы сегодня распутаем. Это путаница между «я ничего не делаю» и «ничего не происходит». Когда человек не чувствует, не понимает различия между этими двумя состояниями, в практике медитации он скучает. А когда долго, раз за разом скучает – бросает заниматься. Ведь и правда – зачем заставлять себя делать что-то, что просто очень скучно?

Скука в медитации прекратится, если позволить себя обнаружить разницу между «я ничего не делаю» (это необходимое условие для начала медитации) и «ничего не происходит». На самом деле, всегда что-то происходит. Просто мы привыкли всё время активничать, что-то предпринимать. И современный ритм жизни и американские ценности толкают нас действительно всё время что-то делать. Человек, который ничего не делает – сразу «неудачник», «лузер», кажется, что он проигрывает «игру в жизнь». Это может быть верно на работе, но это не так в медитации.

Первые врата медитации: "Я ничего не делаю, но всё происходит"

Если ты хочешь достичь успеха в медитации, тебе просто придётся (ненадолго) подружиться с ощущением безделья, скуки, «ничего-не-делания», и раскрыть истину, которая скрывается по ту сторону этих ощущений.

А там – целый мир. Мир ощущений, мыслей, воспоминаний и надежд – твой внутренний мир! Только отвернувшись от внешнего мира «делания», ты можешь обнаружить свой внутренний мир. О котором часто говорят, но почти никогда его по сути и не видят люди, далёкие от йоги. Когда ты раскрываешь палитру красок «ничегонеделания», скука проходит. Скучать в медитации приходится только самый первый период – но его надо перетерпеть и пройти.

Не так просто переключится с «делания» на «наблюдение»! Но в этом первый ключ к медитации, первые врата.

Обычно, начинающий медитатор либо непрестанно ёрзает, стараясь устроиться поудобней – точнее, минимизировать с каждой минутой возрастающий дискомфорт: и даже не очень опытным йогам понятно, что это — битва с самим Временем, которую нельзя выиграть. Либо начинающий тщательно старается «ни о чём не думать», по сути просто думая идею «я не хочу ни о чём думать» много-много раз… Тоже ни к чему хорошему это не приводит. Такие процессы перемежаются какими-то отрывочными мечтаниями, приятными образами и фантазиями, либо похвалами себе – мыслями типа «я сижу уже 10 минут, вроде бы у меня получается медитация». Либо если человек наблюдательный от природы или ему подсказали наблюдать свои процессы, приходит горькое разочарование: «я сижу уже 10 минут, ни разу не смог остановить свой ум, всё время ёрзаю, беспокойство не оставляет меня, я не знаю, что мне делать – медитация, наверное, пока не для меня».

Первые врата медитации: "Я ничего не делаю, но всё происходит"

Всё это можно оставить позади, если просто понять разницу между отказом что-то специально делать и отказом воспринимать всё, что происходит… Как же? А вот так:

  • Когда ты садишься медитировать, ты как бы говоришь себе «я не буду ничего делать, а вместо этого попробую понаблюдать». Ты заранее принимаешь решение не ёрзать в поисках идеальной позы и не погружаться в приятные фантазии, либо беседы с самим собой.
  • Самая важная фаза медитация у новичков – несколько минут сразу после принятия сидячего положения. Потому что ещё нет дискомфорта и скуки. Поэтому не садитесь медитировать на полчаса в первый месяц занятий! Садитесь на 3-5 минут. На деле, должно хватить и 1 минуты для достижения первых целей, но быстро переключиться на наблюдение получается далеко не у всех, и это нормально.
  • Как только ты сел(а) медитировать, сразу начинай просматривать, сканировать тело на предмет ощущений. Вначале позволь вниманию «растечься» по всему телу, не пробуй собирать его «в точку», это мы сделаем потом. Расслабляй мышцы, насколько возможно, не меняя положение тела в пространстве… Не дыши каким-то особенным образом, дыши свободно.
  • Если в уме много напряжения и ожиданий, ощущение, что ты что-то должен\должна сейчас такое сделать – скажи себе «да я просто сел(а) отдохнуть на 5 минут! Ум, оставь меня пожалуйста в покое ненадолго». Это чтобы не включать опять «делателя», ощущение, что если ты сейчас не достигнешь успеха в чем-то совершенно не понятном (которое рождает, конечно, сильный стресс!), то ты – лузер.
  • Опять обрати внимание (с тела обратно) глубинное ощущение своего ума, своих чувств и эмоций, мыслей. И скажи себе ещё раз: «я ничего не делаю…» Не делай ничего ни телом, ни умом. Не надо «концентрироваться», «деконцентрироваться», воображать свои чакры или ещё что-то ДЕЛАТЬ.
  • Вместо это – чувствуй, наблюдай, выжидай, позволяй всему происходить. И если сегодня удачный день, ты вдруг заметишь, что когда ты «ничего не делаешь», всё как будто начинает ПРОИСХОДИТЬ. Ты обнаруживаешь множество мелких ощущений по всему телу. Ты чувствуешь кожей, как к телу (особенно к лицу, шее, рукам) прикасается воздух. Ты слышишь звуки. «Прислушавшись» чуть тоньше, ты обнаруживаешь, что в уме словно на медленном огне варятся какие-то мысли – не очень требовательные к твоему вниманию прямо сейчас, но они там есть, они готовы всплыть на поверхность ума, если ты помешаешь её ложкой своего внимания.
  • Если получится побороть первое ощущение лёгкой тревоги, появляющееся при отсутствии активных (активно рассматриваемых вниманием) мыслей, ты сможешь остаться в этом ощущении НАБЛЮДЕНИЯ, внимательного ничего-не-делания. Это и есть практика медитации. Эту паузу, когда ты ничего не делаешь, но ощущаешь и наблюдаешь (а не погружаешься в бессознательное состояние) нужно постепенно растягивать, удлинять, хотя бы до 2-3 минут в каждом подходе. Если внутри появляется сильное беспокойство или раздражение (это нормально, типично) – походите немного, или поделай асаны йоги, разомнись (да хоть со скакалкой поскочи) и опять садись – и НЕ ДЕЛАЙ НИЧЕГО – наблюдай.

Первые врата медитации: "Я ничего не делаю, но всё происходит"

  • Чем более полно и на более долгий период тебе удаётся внутренне «замереть» и ничего не делать, НЕ высвечивая своим вниманием и не пытаясь что-то ИЗМЕНИТЬ – тем большего успеха ты достигаешь на первом этапе медитации. Ментальная акробатика ещё ждёт тебя дальше – но пока важно просто научиться СМОТРЕТЬ, но НЕ ДЕЛАТЬ. Учёные говорят, что невозможно наблюдать процессы, происходящие на субатомарном уровне, не вмешиваясь в них, т.к. сами научные инструменты наблюдения вносят изменения своими магнитными полями, и так далее. Но что невозможно для физика – не только возможно, но и необходимо сделать йогам: наблюдать, не делая, не вмешиваясь. Когда ты натренируешься делать это (а точнее, не-делать ничего из привычного!) – это называется состояние Сакши – «Свидетель», состояние свидетельствования. Это необходимый навык для продвижения в медитацию.
  • И хочу повторить опять – весь этот процесс совершенно не скучный! Потому что ты пристально, словно под микроскопом, наблюдаешь многие вещи, которым раньше просто не уделялось внимание. Это как будто ты перестаешь бежать к какой-то далёкой цели – и внезапно видишь траву под ногами, небо над головой, свои руки и ноги, людей и животных, мир вокруг. Это ощущение пробуждения к реальности от сна мыслей.
  • Весь описанный выше процесс приходится повторять много-много раз. Наивны люди, у которых один раз получилось это сделать, и они считают себя Просветлёнными. Нужно сделать уход от действия к наблюдению автоматическим, повторяя его тысячи раз. Поскольку осознанное состояние (а именно об этом идёт речь) гораздо ярче и приятней, чем неосознанное, оно без больших волевых усилий затем становится привычным. Ведь так просто интересней, приятней жить. Наш ум всегда стремится к лучшему, к более приятному, поэтому он хватается за новое приятное ощущение без дополнительных понуканий с нашей стороны, и это замечательно. «Будь как вода, мой друг» — знаменитые слова Брюса Ли, сказанные о победе в боевых искусствах, можно применить и к победе над привычкой ума к непрестанному мышлению и действиям (мыслительным процессам, таким, как воспоминание, планирование и сравнение двух явлений или предметов между собой) в ущерб восприятию реальности (Осознанности, Пробуждённости).

Наконец, хочется подчеркнуть, что в результате таких техник мы Пробуждаемся не к какой-то отдельной или Божественной реальности – а к вот этой, самой что ни на есть настоящей и реальной. Со всеми её чудовищными и великолепными особенностями. Поэтому практики наблюдения и медитации рассчитаны на людей с крепкой и подвижной психикой, 100% открытых новому опыту и новому восприятию реальности.

медитация перед сном замедление

Текст (с) Алексей Соколовский, серт.преп.йоги
Фото (c) Unsplash. com

 

Дополнительно:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Alex/ автор статьи
Йога. Медитация. Здоровье.