Какая мантра лучше перед началом практики йоги?

Какая мантра лучше перед началом практики йоги?

Мантра-йога – одна из моих специализаций (пранаяма, медитация, мантра) в йоге, которую я изучал в Индии под руководством Гуру. Поэтому осмелюсь сказать пару слов по актуальной теме. Вопрос непростой, и каждый волен решать его по-своему, но озвучу то, как делаю сам и что мне приносит результат.

 

— Зачем вообще читать мантру перед началом практики йоги?

Вообще, это даже не обязательно. Если вы не хотите – так и не читайте, здоровья у вас от этого не убудет. Правила мантра-йоги относятся в основном к индийским жрецам (пуджари) и представителям касты брахманов в целом. И, как бы нам ни хотелось считать себя брахманами (или кшатриями!), но чтобы принадлежать к одной из каст, наши папа и мама, а также желательно 11 колен до них, должны были быть индусами, в касте. «Не светит!» – ну и ничего страшного. Кастовая система сегодня морально устарела, да и касты давно смешались и деградировали. В общем, нет ничего, что вы жёстко «должны» делать перед началом практики йоги. Раскатывайте коврик и занимайтесь, если хотите попроще. Если же интересно открывать занятие «по-брахмански», «по-правильному» – читайте дальше.

 

— А если всё-таки я хочу всё делать правильно? Какую мантру читать?

  1. Ради любопытства – для брахманов существует правило, что любая духовная практика должна начинаться с мантры Ом и затем мантры Ганеши – такая мантра «открывающая». Простейшая мантра Ганеши (и одна из самых мной любимых и используемых) – «Ом Ган Ганапатайе Намаха». Читать мантру надо не менее 108 раз (удобно это делать на чётках – «мАла»). Конечно, правил гораздо больше (в частности, существуют мантры поклонения планетам и так далее, без которых не обходится формальная пуджа, но йога – не пуджа, и это можно не учитывать).

Возможный вариант исполнения «Ом Ган Ганапатайе Намаха» (повторить надо 108 раз на чётках):

  1. Также, для Аштанга Раджа йогов (в т.ч. для всех хатха-йогов) считается благоприятным вспомнить Патанджали – который передал нам то, что сегодня называется «классической йогой»: систематизированную систему Аштанга Раджа Йоги – королевской 8-ступенчатой йоги (8 ступеней классической Йоги: Асана, Пранаяма, Мудра, Бандха, Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна, Самадхи). Патанджали был увлечённым практиком, подолгу медитировал, работал над совершенствованием грамматики Санскрита, и даже обладал мистическими способностями, отражавшими его высочайший уровень личной практики.
Какая мантра лучше перед началом практики йоги?
Риши Патанджали (современный рисунок)

Первая часть мантры, где Патанджали прославляется как совершенный йог:

«Йогена Читтасья Падена Вачам
Малам Шарирасья Ча Вадьякена,
Йопа Каротам Праварам Мунинам
Патанджалим Пранджалир Анато Сми»

Перевод мантры Патанджали (по мат-лам перевода Гиты Айенгар) близко к тексту:

«Дабы практиковать Йогу, методы очищения ума, грамотную речь и грамматику,
Избавиться от болезней и загрязнений тела,
Позволь мне быть рядом с тобой, Патанджали!
Я склоняю голову и складывать руки в Намастэ перед тобой».

Вторая часть мантры, где описывается образ мудреца Патанджали для визуализации (именно так его и надо представлять себе, для целей практики):

«Абаху Пурушакарам
Шанкха Чакраси Дхаринам
Сахасра Сирасам Шветам
Пранамами Патанджалим»

Перевод

мантры Патанджали (по мат-лам перевода Гиты Айенгар) близко к тексту:

«Имеющему верхнюю часть тела человека,
Держащего в руках шанкху (раковину для призывания богов), боевой метательный диск (символ бесконечность), и меч (символ способности различения правды и лжи – Вивеки),
Чело которого тысячеголово и белоснежно (открыта Сахасрара-чакра),
Перед этим Патанджали я склоняюсь в почтении».

Знатоки санскрита могут свериться с деванагари.

Транслитерация мантры Патанджали:

joga mantra patanjali
Мантра Патанджали

Исполнение мантры Б.К.С. Айенгаром (он, как любой представитель касты браминов, знает её с детства): https://www.youtube.com/watch?v=VtxVmoZerpQ

 

  1. Обязательно и полезно также в начале практики вспомнить и упомянуть добрым словом своего Гуру – если же у вас формального Гуру (человека, давшего вам ритуальное, формальное посвящение в закрытые практики в конкретной секте индуизма) нет, то опять же, можно смело опустить это правило. Если вы не уверены, есть ли у вас формальный Гуру – формального Гуру у вас точно нет (не то, чтобы это было как-то плохо – наличие или отсутствие Гуру это «не беда и не лекарство»), и делать ничего не надо.

Зато, вместо этого, нелишне будет вспомнить:

  • Ваши цели в йоге (это называется Санкальпа – «твердая решимость», в смысле – достичь их). Цели определяют, как строить занятие, да и всю практику – какие техники делать, как часто, и по сколько. Без цели в йоге делать нечего.
  • Ваших Учителей Йоги (в широком смысле) – инструкторов, преподавателей и просто людей, которые сподвигли вас заниматься духовным поиском или помогли на этом пути так или иначе.

    Таким «Учителем» может быть даже просто человек, который при вас хорошо отозвался о йоге в целом и вы это запомнили, или же дал вам хорошую книгу по йоге, либо показал дорогу к ашраму, где вы в итоге успешно помедитировали… Не надо устраивать полный перепросмотр ваших духовных поисков: достаточно вспомнить нескольких таких Учителей, кто приходит на ум, или нескольких основных. Учителем в этом широком смысле может быть даже ушедший из жизни человек, книги которого вы изучали — например, Свами Шивананда, или Шри Рамана Махариши, или, опять же, великолепный йогин Риши Патанджали, Шри Шива, Шри Кришна или другой Гуру Йоги.

    Важно учесть, что цель этой практики – не «покормить» духов умерших (или живущих) людей вашей личной энергией, нет. А создать состояние благодарности, умиротворения и смирения в вашей душе. Это избавит от стресса и оградит от травм.

  • Найдите также немного времени, чтобы оглянуться вокруг и почувствовать поддержку места, где вы занимаетесь. Не надо ударяться в мистицизм и прямо сейчас поклоняться духам местности (которые, однако, есть в любой местности!), достаточно, опять же, почувствовать благодарность месту за возможность практики. Главное — ваше состояние сознания. Помогает представить местность, где вы сейчас собрались практиковать, идеально чистой, ухоженной, и «цветущей»: в идеальном состоянии. Так вы словно создаёте намерение отблагодарить место, где практикуете. Ни люди, ни духи местности не счастливы, если вокруг мусор, банановая кожура и пластиковые пакеты из-под чипсов. Йога (обычно) не нарушает покой места, где вы находитесь, но не стоит воображать, будто вы занимаетесь в вакууме. Особенно важен этот этап при практике в Местах Силы, святых местах, либо в местах неблагоприятных и сомнительных (например, в лесу на краю болота, или на площади Маяковского в центре города).
  1. Итак, мы «открыли» практику, так хорошо, как знали и смогли. А что дальше? О применении мантр во время самого занятия – я расскажу в одной из следующих публикаций.
  2. Завершить практику корректно стоит, сделав технику «палминг» (упрощённый вариант сложной практики Ньяса, которой завершаются ритуалы и – в древности – вероятно, завершалась йога, подробно о ней я рассказал здесь https://hanuman.ru/blog/yoga-reshayet-problemy/tselitelnaya-praktika-dlya-glaz-palming ), а затем повторив все те же мантры, в обратном порядке (вспомнить Гуру, Патанджали, и Ганешу), таким образом «сворачивая коврик». Финальное повторение мантры корректно завершить долгим пропеванием мантры ОМ, которая не только символизирует Бесконечность и вечность, а также Истинную реальность – но и служит своего рода «разделителем», как «аминь».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Alex / автор статьи
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Йога. Медитация. Здоровье.