Пределы контроля и «пирамида» трёхмерной практики асаны

joga-dlya-nachinayush.-besplatnyj-urok-jogi

🤸‍ Многие смеялись над моим первым Учителем, КАК он делал асаны и тибетскую йогу… Невероятно, по-стариковски медленно, подчёркнуто расслабленно, закрыв глаза и вообще как будто в полусне у него всё это выходило!.. Большинство пожимали плечами и потом, когда он в начале 2000х организовал онлайн-обучение йоге, выпустил серию обучающих фильмов, аудио-учебник по йоге и книгу-самоучитель с фотографиями на залитом белом фоне. Ну, а совсем дурачки потешаются и теперь, когда у него международная многоязыковая школа йоги с отделениями во всех крупных городах РФ, ретритный центр в Подмосковье, красавица-жена и многомиллионный доход. И ни одной травмы в йоге за 30+ лет занятий и преподавания.

 

Сейчас не буду лить сладкую мотивационную колу про йогов-миллионеров. И про научно доказанные чудеса, которые медитация вытворяет с мозгом, а пранаяма, и в том числе умеренная гипоксия – с личной энергией. И уж точно не буду блабла про «удачу» и «генетику» – на которые напирают те же люди, кто втихомолочку потешается над моим Учителем даже теперь. Нет. Секрет практики Йоги – если он и есть – в другом. Сейчас расскажу.

 

Но сначала я хочу задать вопрос вам: «Как вы находите в своей практике идеальную форму позы?» Как вы находите ту волшебную плавающую точку, которая проставляет точки над i в асане? Для меня практика каждой асаны чем-то похожа на ту игру – «пинболл», где надо загонять стальной шарик в лунки. А не та, где надо молотить молотом по головам поднимающих голову гномиков))

 

Ну, а если без шуток, серьёзно, как вы определяете, когда в практике жать на газ, а когда на тормоз?

 

Для меня асана – это не просто тренировка, по одной шкале: «сила». Это поиск нескольких точек опоры. Мне не кажется верным пилить (напрягать всё больше) ветку (асану), на которой я «сижу». Для меня, асана это серьёзная игра в то, нащупать «кнопку включения» в многомерной структуре практики Йоги. Если вам это созвучно, это материал для вас. Давайте попробуем разобраться, а потом и применить для меня основной, а для вас, возможно, развлекательный «четырёхмерный» метод на ПРАКТИКЕ?

 

Последний самурай Японии Мисима Юкьё, писал: «… А точки в лазури своей — расставит Дух».

Но я убеждён, что уповать на что-то Запредельное в Йоге достоин только тот, кто хотя бы на своём уровне, на уровне тела и ума, понимает, что делает. На Дух надейся, а сам не плошай. Но «не плошай» это не только и не столько «пахай», не только упорство и регулярная практика, т.е внутренняя организация и телесная, физическая культура, и в итоге постоянная, бесконечная отстройка поз, нет, тут другое. Тоньше и увлекательней, по-моему.

10 лет назад мало кого интересовала йога-терапия и вообще вопросы травматизма в йоге и полезного\вредного воздействия тех или иных элементов практики. В 2000м году казалось, что делай йогу – и всё будет. Сегодня сначала американская пресса, на волне повышенного травматизма адептов Ашанга-виньясы, а затем и наши инструктора заговорили о том, что – нет, не «просто встань на коврик» и всё будет. Если вы делаете асану правильно, и держите адекватное время – асана и время ваши друзья. А если где-то ошибка и техника безопасности нарушена – асана и время – ваши враги! Ну, и кто хочет быть врагом времени?!

 

Но есть и более глубокая проблема. Бывает так, и я вижу это часто – техника безопасности не нарушается. Всё делается технично. Идут годы… и ничего. Ничего! Не происходит ни энергетического пробуждения ни духовного. Человек достигает атлетизма, но не Пробуждения, не Йоги. Почему? Возможно, кроме параметров корректной формы асаны и адекватного (не слишком мало и не слишком много) времени удержания позы – «экспозиции в асане», по термину В. Бойко – есть ещё несколько уровней. Это остановка внутреннего диалога (Читта Вритти Ниродха), это осознанность (навык пристального и непрерывающегося наблюдения ощущений, — того, что есть, или просто Дхарана), и что-то малопонятное мне, что я бы называл энергетика позы (см. энциклопедию «Энергетик йоги» Нины Мэл).

 

В своей практике я нашёл, что это практика — не одномерна (усилие по установлению формы позы), и даже не удержание этой формы во времени (2 параметра), а… трёхмерно: работа в форме, бесшумное полное дыхание, опустошение ума. Или даже четырёхмерно: плюс усиливающий все 3 направления фактор яркости осознавания и контроля.

 

Гурджиев писал, что внутри нас в любой момент борются двое: ягнёнок и волк. В волк каждый момент готов сожрать ягнёнка. Для меня это аллегория практики асаны: мы ищем баланс между энергией (волк) и осознанностью и чуткостью (ягнёнок). И порой этот поиск так сложен, что внутри уже не двое, а «волк, коза и капуста» 😊 Но если баланс найдет, происходят поистине чудеса – внутри раскрывается источник энергии, и с занятия вы вылетаете (а не выползаете, как привычно многим).

 

Давайте попробуем разобраться: как вы отстраиваете асану? Скажу сначала за себя: я раньше оценивал всё, что делаю в хатхе, по 2м лишь параметрам: 1) «получилось-не получилось» (стойка на голове, на руках, бакасана…) и 2) усилие: вытяжение мышцы в позе, и соответственно более или менее глубокий прогиб-наклон или ровное положение (позвоночника, и в целом форма тела) в балансе… Но … если с первоначальным освоением позы всё ясно – действительно, либо я могу принять позу, либо нет. То уже на уроне «могу, отстроил.. и что теперь дальше?» становится опять непонятно. Что делать в асане, когда она «произошла»? На этом что, ВСЁ? Уверен, что нет, с этого всё только начинается. А что – всё?

 

На этот вопрос каждый отвечает по-своему. Нужно ли дальше сохранять максимальное усилие в асане? Как в Аштанга-Виньясе? И расширять свои возможности по силе, гибкости, выносливости? Но тогда возрастает риск и в итоге занятия человек выжатый, хочется лечь и лежать, а лучше поспать… Во многих людях сильна тенденция наказать себя, но силовуха это не единственный путь в Йоге. И (для меня, по крайней мере) уж точно не практика на каждый день. То же самое с Кундалини-йогой для меня, «подвиг каждый день»?

 

А может, наоборот, нужно минимальное физическое усилие в асане? Как будто экономить силы? И делать всё этак лениво и расслабленно (как внешне делал мой прекрасный первый Учитель?). Но тогда (без дополнительной работы на этом фоне) занятие проходит… как-то вяло и не даёт подъёма энергии. Да, ты не устал, и даже активно отдохнул и вообще подразмялся и расслабился, но – как будто вообще ничего не произошло. Внутри «не щёлкнуло». И радости нет. И словно надо ещё раз попробовать. Явно не то, да?

 

А может, лучше оставаться в своей зоне комфорта и останавливать ум, как методе Сатьянанда-йога (Бихарская школа йоги) и в «классической Йоге» В. Бойко, почти 100% повторяющей Сатьянанда-йоги (за вычетом ряда авторских особенности)? Мне это ближе! А что здесь мы делаем асане?

 

Свами Сатьянанда (ученик Шивананды) предлагал делать асаны так, как это получается в комфорте: без боли и даже без дискомфортных ощущений и чрезвычайного усилия. Как бы на 50-70% возможностей. Так практиковать можно каждый день! По моему опыту, это гораздо продуктивнее, чем 2 раза в неделю «ухайдакаться» и потом 2-3 дня еле ходить. А главное, если вы применяете умеренное усилие, остаются силы на что-то ещё кроме удержания позы!! Вот где ключ, по моим ощущениям.

 

На фоне ненапряжённого выполнения позы, Сатьянанда предлагал наблюдать свой ум и не потакать мыслям, чтобы остановить внутренний диалог. Наблюдение своего пустого ума в асане приносит 90% пользы в практике – утверждал Свами Сатьянанда, намекая на восстановление «нервов» и т.п. эффекты, важные для измученной психики человека – измученной сегодня, как никогда!

 

Можно, конечно, мерять асану по шкале гибкости (этот метод общепринят в Инстаграмм-йоге у фитоняшек). А можно качать рельеф и потом запампиться и быстро сделать фото в асане (подходит для Инста-парней). Но… чтобы получить именно ПОЛЬЗУ от асаны, она должна «щёлкнуть», включиться. Этот момент вообще не все отмечают.

 

Для меня Йога в целом и асана в частности – это не просто тренировка, по одной шкале, такой, как «сила». Это поиск. Это нащупать «кнопку включения» асаны или пранаямы, это поиск точек опоры в многомерной структуре практики, работа с многогранником практики: будь это «пирамида» или «куб». Йога – живая система, где в игре множество факторов, не только сила притяжения, но и магнетизм, биохимия клетки, концентрация внимания, даже температура воздуха в помещении. «Играть» в Йогу становится заметно интересней, когда это перестаёт быть просто тупо погоней за силой и выносливостью, или гибкостью тела. Если вы мыслите в йоге созвучно, попробуйте этот метод.

 

ПРАКТИКА:

 

Сначала сделайте хорошую разминку, разогрейте все тело и особенно мышцы, поддерживающие суставы. Применяются вращения ступнями, в коленном суставе, вращения и медленные махи ногами. Сделайте вращения кистей рук, в локтевом суставе, медленное вращение прямыми руками. В одну и в другую сторону. Повороты головы вправо, влево. Наклоны головы к уху: вправо, влево. Вращение головой – медленно. В одну и в другую сторону. Вращение тазом. И в другую сторону. Теперь широчайшая стойка, наклон корпуса вперёд и вращение корпусов, «вертолёт». Вернулись в исходное положение. Потянулись руками и всем корпусом от пояса вверх… Расслабленный наклон вперёд. Ещё несколько раз. Прыжки на месте. «Велосипед» — бег на месте, высоко поднимая колени – одновременно кулаками бьём небо. Разогрелись? Теперь начнём «самопознание» в асане.

 

Примите любую доступную по сложности асану. Например, Вирабхдрасана II (Поза благородного героя с руками в стороны). Вначале просто встаньте в асану, откорректируйте положение тела до корректного.

 

Теперь закройте глаза (получается сохранить при этом равновесие?). Замрите и прислушайтесь к своим ощущениям.

 

Наблюдение ощущений по всему телу – это как бы размазать тонким слоем своё внимание по поверхности кожи и внутрь, по всем крупным мышцам тела. То есть, будьте своим вниманием не только в мышцах, которые работают сильнее всего. И не только на ровном позвоночнике. И уж точно не в зеркале (закройте глаза, если они были открыты). А во всём теле. Сканируйте всё своё тело, отмечая, снимая показания ощущений: сверху вниз, снизу вверх и от более явным к менее явным, утончённым и скрытым. От центра груди к плечам и до кончиков пальцев рук. От таза до пальцев ног. И обратно. Во всём теле одновременно… Если вы практиковали Йога-нидру, для вас это не представит никакой трудности.

 

Прислушивайтесь к ощущениям… Прислушиваться можно не только ушами к звукам. Но и всем телом и умом – к ощущениям. Для многих новичков это настоящее открытие, что так можно – и нужно – делать в йоге. Такое «прислушивание» – это и есть РАБОТА, практика в асане, а не грубая «работа» мышц.

 

Но мы пойдём ещё дальше, и прямо сейчас. Потому что ощущения меняются в зависимости от того, что и как вы делаете… (И это нормально).

 

Найдите такой уровень усилия, при котором вы ощущаете вытяжение – особенно, в мышцах рук – но экономите силы так, чтобы быстро не уставать. Настройтесь на долгое (не менее 3х минут) удержание позы – с таким усилием (50-70% мышечного усилия) и держите её с самого начала. Расслабьте все мышцы тела, которые не участвуют в построении и удержании позы – например, мышцы лица. Расслабьте лицо, живот, промежность. Не делайте сейчас дополнительные техники – бандхи и мудры, чтобы направить всё внимание на поиск наилучшего выполнения именно самой асаны. (Дополнительные техники усиливают ОПТИМАЛЬНУЮ форму асаны, но не добавляют ничего существенного или даже нежелательны, если форма не отстроена!).

 

Представьте, что ваши ощущения практики сейчас – это равнобедренный треугольник, пирамида. Одна сторона пирамиды – это отстройка асаны, включая мышечное усилие для удержания позы, оно равномерное и умеренное, но заметное, ощутимое, не провисайте, не обмякайте всем телом. Вторая грань пирамиды – это ваше глубокое, ровное, полное, замедленное и бесшумное дыхание через нос. Третья грань это поток мыслей – очищайте и разряжайте, расчищайте его от мыслей. Ищите в позе такое соотношение усилия, дыхания и покоя в уме, чтобы вся система была устойчивой.

 

Работа по каждому направлению не должна нарушать устойчивость «пирамиды», дисбалансировать эту экосистему. Так, если начать применять чрезмерные усилия, вы можете начать думать, дыхание ускорится: баланс нарушился. Если слишком «замедитироваться» и «уйти в астрал» — поза обмякнет, дыхание либо станет поверхностным, либо вы заметите, что задерживаете дыхание. Если начать дышать слишком часто или глубоко, появится беспокойство, если дышать слишком поверхностно или медленно, не будет праны на другие 2 грани – физическую работу и наблюдение ума (да, для этого тоже нужна энергия!).

 

Такую «пирамиду» хорошо научиться удерживать от 2х минут и дольше.

 

Ну как, понравилось? Получилось? Ваши ощущения?..

Четырёхмерная практика Йоги

И «скрытый» четвёртый фактор. Если у вас уже получается, вы заметите, что … это уже не пирамида, а куб. Это четырёхмерная практика Йоги! Потому что добавился 4й фактор – времени. Он же – фактор Осознанности, т.к. именно осознанность позволяет удерживать Равновесие, баланс Силы во времени. Если вы освоите такую практику, вам точно не будет интересна ни прыжковая йога, ни йога с козами 😊

Подробнее «о четырёхмерной» практике. https://hanuman.ru/blog/yoga-dlya-nachinayushchikh/chetyrekhmernaya-praktika-yogi 

Если вы хотите освоить занятия Йогой системно, по логичной схеме, для эффективных самостоятельных занятий, пройдите мой удалённый йога курс «Йога для начинающих» 50 часов. Вы разберётесь в философии и теории, методологии и составлении комплексов, выполнении каждой асаны в теории и на практике под видео-уроки.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Alex / автор статьи
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Йога. Медитация. Здоровье.