«Йога Чудамани Упанишада», Мантра 002 (Шесть практик Йоги)

Йога Чудамани

СТИХ 002 (Шесть ступеней йоги):

Aasanam Praanasamrodhah Prayaahaarashcha Dhaaranaa
Dhyaanam Samaadhiretaani Yogaangaani Bhavanti Shat.

МОЙ ПЕРЕВОД:

«Асана, Пранаяма, Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна и Самадхи – вот шесть ветвей Йоги».

ПОЯСНЕНИЯ И КОММЕНТАРИИ:

Асаны – статичные положения тела, вызывающие особые изменения в энергетике и состоянии ума человека. Каждая асана особым образом управляет работой чакр и наади (пранических каналов).

Пранаямы – дыхательные упражнения Йоги, оказывающие зачастую такой же эффект, как асаны, но более мощный, и гораздо быстрее. Важное отличие – асаны работают с чакрами, а пранаямы – с нааади (каналами передачи энергии по телу). Асаны и пранаямы вместе могут создавать  условия для Самьямы (настоящей медитации) – для того, что описано в следующих пунктах.

Пратьяхара – отвлечение ума от сигналов органов чувств. Обычно внимание человека скачет с одного ощущения на другое. Состояние, когда этого не происходит, древние называли Пратьяхара. Я бы также назвал это просто «концентрация внимания». Это полезный навык для любого человека – навык концентрации ума. Никакой мистики на этом этапе нет. Студент может лучше учиться, учёный – изучать, поэт – сочинять, аналитик – анализировать объём входных данных, с помощью этого навыка. Научиться этому может любой и каждый. Простейшая техника Пратьяхары – Йога-нидра.

Дхарана – погружение в медитацию. Это состояние, когда ум как бы «высвечивает» выбранный объект, причём он может быть любым (обычно это мантра, янтра, воображаемая точка (Дришти), Шива-лингам или ещё что-то, да хоть идея бесконечности или мира во всём мире). Когда происходит Дхарана, объект медитации как вы «вспыхивает», становится ярче, «чем в жизни». Просто потому, что внимание не рассеяно на 1000 и 1 ощущение, фантазию и мысль, а собрано как бы в пучок, в узкий луч фонаря. На этом этапе человек уже на своём опыте замечает, что даёт медитация, и (себя) не нужно уговаривать заниматься. Дхарана на чакру пробуждает её. Можно практиковать дхарану на сердце, лёгкие и т.п. для диагностики и самолечения (прана – жизненная энергия, энергия здоровья – активно приливает к выбранной области). Если делается дхарана на ментальном коридоре (канале) (Наади) или особой точке поглощения внимания (чакре, упа-чакре, марме), такой как Бхрумадья (точка межбровья) или пространство Сердца – сознание может очень глубоко в него «занырнуть» (это желанно для продвинутых и не очень то приятно для новичков).

Дхьяна – более глубокая медитация, когда пропадает ощущение всего остального, кроме объекта медитации. Является продолжением Пратьяхара и Дхараны, и вообще, все эти разделения – условны, умозрительны, это всё один и тот же процесс. Происходит пробуждение Кундалини в 1й или 2й чакре (в наши дни обычно во второй). Сознание может путешествовать свободно, оно уже не привязано так жёстко к объекту медитации. Это ещё называют «астральными путешествиями». С точки зрения медитации как процесса изучения объекта, на этом этапе происходит «сбор информации» о выбранном объекте или явлении.

Самадхи – фактически, это когда процесс Дхараны вызывает подъём Кундалини в Сахасрару. Это мистическое, странное, необычное ощущение вызывает изменённое состояние сознания, в котором меняется восприятие времени (оно может пропадать) и нет ощущения «я есть». Если в процессе медитации было сформулировано твёрдое намерение познания какого-то объекта или явления, оно происходит. Например, если вы медитировали на Сахасрара-чакру, вы увидите «научно-популярный фильм», в котором вам расскажут всё, что стоит знать об этой чакре, а также вы увидите визуально все схемы и изображения, относящиеся к этому явлению. Подробно такие опыты описаны в рассказе советского йогина В. Курилова «Йога», желающие могут найти в интернете (этот рассказ входит в книгу «Один в океане»). После выхода из Самадхи ещё долгое время (часа 3-4 ,не меньше) сохраняется несколько «пришибленное» или «волшебное» состояние, иногда со спецэффектами (можно видеть ауры людей, микроскопические объекты, целые явления, диагностировать болезни, испытывать блаженно-экстатические состояния и транс, и т.п.). К счастью)) такое состояние тоже проходит. Если не был выбран объект для медитации, достичь такого состояния намного сложнее, но зато можно высветить вниманием не какой-то посторонний объект, а саму способность высвечивания – само сознание, что и является целью Самадхи («познай себя»).

 

Примечания:

  1. В оригинале использован не термин «Пранаяма» (дословно «расширение праны»), а другой, родственный – Пранасамродха, Praana Samrodhah, который дословно переводится как «удержание праны», или «контроль праны». Это (как и привычное нам слово «пранаяма») – разные термины, обозначающие один и тот же круг практик. В ходе тренировок по Пранаяме, придётся научиться и блокировать, сдерживать (прана-самродха), и накапливать, и уплотнять, и «расширять» (пран-аяма) прану, т.е. это не одно упражнение и не один процесс, а целое направление практик. Как и мышцы в асанах йоги нам нужно не только «сокращать», а выполнять более сложные действия, которые не выразить одним словом. Здесь автор трактата не даёт каких-то тайных ключей к пранаяме, так что можно не переживать по поводу этого термина, а лишь в целом, общо, грубо, очерчивает круг нужным нам практик.
  2. Термин Shat Yogaangaani можно понимать как «шесть ветвей», «шесть частей», «шесть членов (тела)» йоги. По понятным причинам последний вариант мне нравится меньше всего. «Части» – словно части чего-то неживого, поэтому выбрал «ветви». Здесь важно, что это не ступени, как иногда считают, а именно неотъемлемые части целого. Делит – ум, и все деления – только для ума. В реальности же есть один процесс (Самьяма), но чтобы ему научиться, бывает нужно объяснить его как этапы, части, ступени, разделы и т.п. Делать только асаны – так же бесполезно, как пытаться только входить в Самадхи и поднимать Кундалини, без всего остального, включая асаны и пранаямы. И то и другое – всё равно что напяливать фрак с бабочкой как у пианиста-виртуоза, и садиться за концертный рояль, не умея играть: это может смотреться круто на фото и даже видео в Инстаграм, но реальной пользы – ни себе, ни людям.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Alex/ автор статьи
Йога. Медитация. Здоровье.