«Йога Чудамани Упанишада», Мантра 000 (вступление)

Йога Чудамани

💎 Шанти-мантра (не буду приводить текст на санскрите, чтобы не создавать профанацию наукообразности — мы здесь не санскритологи собрались) открывает трактат «Йога Чудамани», и я переведу её так:

«Ом! Да будет всё моё тело с его органами чувств и действия поистине сильным, чистым и здоровым. Все Упанишады – проявления Высшей реальности – Брахмана… Поэтому да буду я всегда един с Высшим и да не оставит меня Высшее никогда. Да буду я всегда погружён в Высшее, чтобы впитать мудрость Упанишад. Мир всем! Бесконечный мир, мир, мир!..»

Такая шанти-мантра (от Shantih – «мир», «покой», «благолепие») – типичное начало священного текста по Йоге. Это не просто своего рода обложка, указатель для переписчиков и исследователей «вот, здесь – начало текста», хотя мы помним, что древние тексты были написаны на не сброшюрованных горизонтальных листах, которые нетрудно перепутать между собой, даже обращаясь с текстом предельно аккуратно и почтительно – до сих пор можно увидеть такие книги в буддистских монастырях.

Это ещё и указание, что можно получить в результате чтения и применения описанных в книге практик – это знание Высшего, единство с Высшим, погружённость в Высшее (Истинную Реальность). В разных школах индийской философии Йоги (а мы помним, что их шесть) это «Высшее», Брахман – понимается немного по-разному, но большинство из них сходятся на мнении, что Бог – единый, безличностный Абсолют, или Абсолютная реальность, которая только и существует в мире, и в том числе тождественна Атману (индивидуальной душе). Всё, что мы видим снаружи и что ощущаем внутри – Он (или «Оно», или «Она» – Истинная Реальность). Бога не нужно искать. Защищать. Молить. Бояться. Потому что кроме ЭТОГО (чего? мы пока не знаем) по сути, ничего-то и нет, а то, что воображается кроме Него – иллюзия (Майя), которая тоже (ха-ха, сюрприз, да?) создана Им же.

Вся эта система, в отличие от христианства с его понятием первородного греха и греховности человека, например, строится на понятии великолепной Чистоты всего сущего, которую заслоняют только наши ментальные омрачения. Нам не нужно радикальном меняться или постепенно развиваться, становиться лучше – нам нужно лишь очистить наслоениям грязи, слабости, неверных понятий и т.п., которые лежат «поверх» того Высшего, что уже есть внутри нас.

Вся Йога, всё, что нам нужно сделать в этом мире – строится на том, чтобы очистить свой ум от этих омрачений (которые для целей обучения называют «карма», «читта вритти», «самскары», «клеши», «гуны», и так далее). Поэтому в первой же шлоке указывается мега-цель практик – состояние Чистоты. Сегодня это состояние называют Осознанность, Пробуждённость или Просветление.

В древние времена йоги стремились достичь такого состояния, в котором человек становится «Сат-Чит-Ананда»: мудрым, святым и блаженным. Йоги в таком состоянии могущественны (хотя и не всесильны) и бессмертны, могут менять тела, творить и уничтожать целые планеты, населённые живыми и мыслящими существами, путешествовать в личном времени в любую сторону, а также в места и времена, содержащиеся в умах других людей, и так далее. Вот такую высокую планку ставит настоящая Йога перед йогином: спортсменом и путешественником. Спортсменом в смысле – человеком, с увлечением играющим в Великую Игру. И Путешественником – в том смысле, что мы находимся в начале необыкновенного и таинственного пути, который придёт нас – куда? – к пониманию себя и мира, которое одновременно и ВЛАДЕНИЕ собой и миром, и наслаждение собой и миром. В Йоге считается, что даже смерть человека – не конец этого Пути, а лишь небольшая передышка перед следующим «забегом».

Мантра заканчивается как пожелание мира. Почему? Мир – это то, чего остро не хватало в Индии 1.2 млн лет назад (когда враждебная армия Раваны напала на благородную королевскую семью Рамы). Мир – это то, чего было мало в Средневековье в XIV – XV вв., и чего так не хватает планете сейчас! Мир – как был, так и есть – погружён в войны. Брат идёт на брата, сын убивает отца, ученик восстаёт на учителя – что в «Бхагават-Гите» (4.5 млн лет назад), что по времена Рамы (1.2 млн лет назад), что в Средневековье, что сейчас! И хотя настоящая Йога даёт сверхчеловеческие силы и возможности, всё-таки именно к МИРУ – а не к дьявольским инструментам для ещё более разрушительной, магической и т.д., войны – стремятся йоги. Потому что Высшее – это мир.

Шанти-мантра указывает на то, что йоги занимают активную жизненную позицию – они хотят меняться сами: становиться сильными и здоровыми, очистить свой ум от омрачений и увидеть Реальность очищенным взором (ср.: «Золотым зеркалом скрыто лицо Истины») – и изменить мир вокруг: установить мир во всём мире.

–Хм, благородные цели, а как их достичь? – Об этом дальше: последовательно, неспешно –повествует «Йога Чудамани».

П.с. Шанти-мантра в разных переводах «Йога Чудамани» отличается. Я нашёл 2 варианта (и вы найдёте, если вам это понадобится), причём один из них явно «вишнуитский», поэтому я привожу универсальный благоприятный вариант без налёта религиозного принуждения. Который также приведён в тексте, который я взял за снову — «Йога Чудамани Упанишада» в редакции Свами Садьядхарма Сарасвати. Любопытные исследователи смогут сравнить и выбрать тот, который им больше по душе.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Alex/ автор статьи
Йога. Медитация. Здоровье.