Чем отличается хороший преподаватель йоги?

Чем отличается хороший преподаватель йоги?

ХОРОШИЙ ИНСТРУКТОР ПО ЙОГЕ…

пожалуй, это тот, кто посвящает своему делу всю жизнь и «Дышит этим», но при этом докопался до механизмов того, что предлагает делать. Он знает, что делают другие и чем это хорошо, и сохранил способность критически оценивать своё дело и свои позиции. Он не считает, что его дело самое-самое выгодное или самое-самое правое и поэтому его эго — под контролем.

 

КОРЫСТНЫЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

занимается этим только ради денег. Ему трудно вести за собой по двум причинам: во-первых, не хватает подготовки и эрудиции в выбранной теме, т.к. всё свободное время деловой занимается совершенно другими вещами. А также не хватает, мотивации, потому что когда человек не верит в то, что говорит, это рано или поздно почувствует даже глупец. Сектант не дошёл до предела в том, что передаёт другим, поэтому не знает, что за следующим поворотом, или какие могут быть трудности на этом пути. Он разучил 2-3 шага вперёд и теперь его цель – занять учеников на как можно дольше этими 3-мя шагами, не пустить их вперёд – куда сам не знает, как идти. Это мы видим сегодня в гротескно раздутой практике асан, всего лишь второй ступени Йоги Патанджали.

 

ПРЕПОДАВАТЕЛЮ-СЕКТАНТУ

не занимать мотивации, он может вести за собой, но кругозор ещё уже, чем у йога-бизнесмена. Сектант прочёл 3 книги по йоге, которые принято читать в их секте, и 125 комментариев к ним разных авторов (все из них состоят в той же секте). Мелкость познаний сектанта легко обнаруживается в разговоре с человеком, не состоящим в секте, и он не сможет выдержать даже лёгкого диспута. На любой вопрос, который он не знает, сектант отвечает «потому что так принято считать в нашей секте», не может ничего обосновать, только призывает на помощь авторитеты – весомые, опять же, лишь для его и его друзей из секты… Это не только про Кришнаитов, это и про Аштангистов, и Йога-23ложцев, про любых «истов». Если метод сделать самоцелью, он не ведёт к цели. Эго сектанта раздуто, но скрывается под красивыми образами его общины (секты) и идеалов или «божеств», которым они слепо поклоняются. Обоснованная критика не пробуждает критическое мышление сектанта, а лишь озлобляет его, в этом нежизнеспособность такого подхода. Любая секта – привлекательная чем-то простым, но слабая и однобокая философия, в которую давным-давно мутировала какая-то более суровая и просто сложная, но жизнеспособная и сильная.

 

— КАК НЕ УЙТИ В КОРЫСТЬ ИЛИ СЕКТАНСТВО ТОГДА, ПО-ВАШЕМУ?

– Всегда помнить о пользе, прозрачности и подконтрольности того, что мы делаем с учениками, для них.

 

ПОЛЬЗА:

каждое упражнение по отдельности и занятие в целом должно быть полезным каждому конкретному занимающемуся. Не надо давать йогу «ради йоги», сегодня это никому не нужно.

ПРОЗРАЧНОСТЬ:

каждое упражнение, которое вы даёте ученику, должно быть ему понятно от и до. В том числе должно быть ясно, откуда это упражнение: вы только что сами придумали его? Или оно рекомендовано Патанджали и одобрено Минздравом? Должны быть понятны вариации, упрощение и усложнение, коменсация (контр-асана) и какой нужен (если нужен) отдых после него прежде, чем перейти к следующему. Никакой мистики или тайны не должно быть.

ПОДКОНТРОЛЬНОСТЬ:

ученик ставит цели, преподаватель помогает ему их достигать. Если преподаватель не может помочь ученику достичь поставленных целей или ученик ставит цели, которые преподаватель не хочет сегодня помочь ему достичь, надо об этом открыто заявить. Например, если вы преподаёте Йогу для Самопознания, не надо заниматься с человеком, который пришёл вам подлечить гланды или геморрой модной в его круге общения «йога-терапией». И наоборот – не надо хитростью или насильно пытаться закладывать в человека, который занимается йогой для здоровья мяса, высшие идеалы Йоги. Ученик ставит цели занятий, преподаватель помогает их достигать. На каждом этапе давайте оценку успехов и ошибок ученика.

А что такое «хороший преподаватель» для вас? Жду комментариев.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Alex/ автор статьи
Йога. Медитация. Здоровье.