«Как подкачать нижние чакры» и верить ли в чакры вообще?

«Как подкачать нижние чакры» и верить ли в чакры вообще?

«Чакры» — самый популярный сегодня поисковый запрос по йоге, после собственно «йога».

Всем так интересно, как же поработать с чакрами, что почти никто не спрашивает себя – а уверены ли мы в том, что, как нам кажется, мы «знаем» о них?

Безусловно, у каждого Мастера йоги – свой подход, и своя методика обучения, и мотивация начинающих. Я обучался традиционной йоге в Индии, и хочу поделиться наблюдением, что там с чакрами работают не так, как у нас. Мой мастер сразу сказал мне всю правду о чакрах. Сейчас расскажу – по возможности, коротко и по сути, не вдаваясь в философию и мистику или нюансы грамматики.

В традиционной индийской Кундалини-йоге (не путать с американским йога-брендом «Кундалини-йога», созданным Йоги Бхаджаном) чакры – это… объекты для медитации. Каждая чакра имеет определённое количество лепестков, имеет своё женское божество (Ракини, Хакини, Дакини, и так далее), имеет цвет, имеет управляющее животное (слон, крокодил, и так далее), форму (квадрат, треугольник и т.п.) и сивол (полумесяц, тёмное ночное небо, дымчатый Шива-лингам и т.п.). На такие сложные символы-архетипы в Индии йоги медитируют не «чтобы заземлиться» или, наоборот, «чтобы улететь в астрал», а потому, что… чтобы медитировать! Чакры (и особенно Кшетрамы чакр) естественным образом притягивают внимание человека,  да, это факт, и именно поэтому на них интересно медитировать. Но… привлечь много денег, повысить сексуальность, развить в сердце сострадание или укрепить творческие или управленческие способности – можно и без медитации на чакры. Более того – эффективнее не обманывать себя, что эти способности как-то связаны с чакрами. Почему я так говорю?

В традиционной Йоге (а точнее – в Тантре, в древней Йоге) чакры, безусловно, признаются, но… вообще не связываются с социальными проявлениями. Такие представления, как «первая чакра – агрессия и сила выживания», «вторая – сексуальность и эмоциональная гибкость», «Третья – способность управлять людьми», и так далее – вплоть до Сахасрары, «коронной чакры», которая, по представлениям многих авторов, «отвечает» за духовные переживания – всё это новодел, информация, появившаяся в XX веке.

Спору нет: чакры есть. И практики «на чакры» — есть. Медитация не только на «коронную», но вообще на любую чакру, если её провести корректно, подарит вам незабываемые духовные переживания! Медитацию на любую чакру может иметь побочным эффектом оздоровление, улучшение интимных отношений в семье и бОльшие успехи на работе или творческий прорыв. Я даже скажу больше – такие положительные эффекты может принести любая аутентичная медитация вообще, а не только медитация на чакры. Или тем более, на какую-то определённую чакру.

Почему же мы так «цепляемся за чакры»? Потому что предложенная ещё в 1919 году одним единственным автором, а именно британским востоковедом Джоном Вудроффом, схема 7 чакр показалась в 1960х поколению Нью-эйдж (хиппи) «прикольной» и «классной». Потому что человеческий ум всегда стремится всё каталогизировать и структурировать, строить схемы и списки. И во всём искать выгоду. Сам сэр Джон Вудорофф не был ни йогином, ни доктором философии, а был выдающимся, талантливым юристом, за счёт чего и сделал прекрасную карьеру и даже входил в состав индийского правительства (как «Генеральный адвокат Бенгалии»).

Интерес «отца современной теории чакр» — сэра Джона Вудроффа — к культуре Востока был определённо не академическим, а частным и, можно предположить, его выводы, таким образом – субъективными и, по сути, любительскими.

Объяснить, почему игнорируя работы профессиональных востоковедов, Запад принял на «ура» труды дилетанта, востоковеда-любителя (а так вообще, по 8 часов в день, юриста), так же сложно, как объяснить потрясающий успех спиритических сеансов и столоверчения в начале XX столетия, коммерческий успех продажи волшебных эликсиров (во все эпохи) или уважение к восторженным фантазиям экзальтированных «теософов», таких как страдавшая воспалением мозга мадам Блаватская. Точно так же, к слову, хотя существует 12 академических, признанных учёным авторитетными, переводов «Бхагават-Гиты», в нашей стране (да и в США) популярна «Бхагават-Гита как она есть»: перевод и комментарий, не признанные аутентичными академическим сообществом ни в Индии, ни в другой стране мира (т.е. «сектантский» — в смысле, неортодоксальный — перевод, получается). Популярным в сфере йоги и околойогической философии зачастую становится не то, что проверено и авторитетно, а порой то, что привлекательно упаковано и красиво, новаторски подано.

Возвращаясь к сэру Джону Вудороффу – его труд (на самом деле, крайне интересный и основанный даже не на фантазиях самого британского автора, а на его переводах других, индийских, авторов, в чью экспертность сегодня можно только верить) – его книгу потом «ацки закопипастили» в свои книги и (гораздо позднее) на свои сайты все кому не лень. А точнее -кому лень докопаться до истины в живой традиции, а не в пыльной книжке 1919го аж года выпуска. Система чакр удобная сегодня: ведь она позволяет продавать «мантры» для чакр, йога-позы «для чакр» и даже масла (!) для чакр (не верите? загуглите и убедитесь). Важно другое – что эта (неработающая) схема практик, этот нарисованный папой Карло и не греющий никого очаг, скрывает собой поистине волшебную дверь для Золотого ключика – настоящие практики для чакр! Об этом чуть ниже.

Как результат агрессивного маркетинга схемы 7 чакр – сегодня на каждом уважающем себя сайте о йоге можно увидеть красивую цветную схему чакр с подробном разъяснением связи с жизненностью, сексуальностью, силой управления, сердечностью и так далее – схему, которую не стоит принимать на веру без множества оговорок. Или вообще лучше не принимать на веру.

Первая оговорка – что чакр вообще не 7. Их гораздо больше. Чакры в праническом теле расположены не только на проекции позвоночника, но и … ниже, в том числе на ногах, и даже выше макушку. Это так называемые «божественные» (выше макушки) и «демонические» или «животные» (ниже промежности) чакры. Существуют и второстепенные чакры, многие из которых крайне важны для практик аутентичной йоги. Автор и преподаватель йоги Нина Мэл в статье «Неизвестные чакры» писала о Пада-, Хаста-, Какса- и Нетра- чакрах в ступнях, подмышках, и так далее – о важных тоже йогам второстепенных чакрах, расположенных не вдоль позвоночника. Так, хаста-чакры задействованы, например, в системе Рэйки. Работа с чакрами становится гораздо менее очевидной, чем «посидела 5 минут на шпагате – прокачала себе немножко жизненность», если принять во внимание такую информацию.

С чакрами, расположенными в ногах, мы работаем во всех позах стоя и вообще во многих асанах – с чем, кстати, могут быть связаны странные эффекты практики йоги, в которую вносится много асан стоя, тогда идёт эффект «загрубления» состояния энергии. С Бинду-чакрой (её Кшетрам – точка включения -на затылке, где брахманы оставляют косичку «шиккху») много практик в Сатьянанда-йоге. Лалана-чакра, Сома-чакра – тоже важные для йогов точки, с которыми можно и нужно работать, и желательно – полностью осознавая все нюансы этого воздействия заранее.

Но главная оговорка к системе 7 чакр, господствующей сегодня в масс-культуре йоги, даже не в количестве их – она в том, что чакры вообще не связаны напрямую с проявлениями человека в социуме, кроме как ассоциативной связью нашего ума. Да, каждая асана связана с той или иной чакрой (реже – несколькими сразу, как в случае Врисчикасаны, например, которая включает сразу все основные чакры). Например, работая в широких стойках, можно, действительно, воздействовать на первую чакру (Муладхара). Делая наклоны – на вторую (Свадхистхана). Делая скрутки – на третью (Манипура). Тренируя прогибы – на четвёртую (Анахата). Делая позы, где голова запрокинута или подбородок прижат – на пятую (Вишуддхи). Делая балансы – на шестую (Аджна), и делая перевёрнутые позы (особенно стойку на голове) на седьмую (Сахасрара). Но… вот беда: чакры не связаны с тем, с чем бы нам, в нашей корысти, хотелось бы! Чакры остаются чакрами – малопонятными узловыми энергетическими образованиями, расположенными в праническом теле – Прана Шарира. В теле, которое мы не может пощупать или «прокачать».

  • Человек с сильной Манипурой МОЖЕТ быть страшной тряпкой.
  • Человек с мощной Сахасрарой может не иметь представления о духовности, есть мясо, пить водку, и вообще быть бандитом.
  • Человек со слабой Муладхарой может предаваться разврату так, как многие из нас только мечтали в молодые, несмышлёные, годы.
  • Другой человек может вообще не знать о существовании чакр или отрицать их, и быть высоко духовной личностью, как мы бы сказали, «с открытой Сахасрарой» (такое явление нередко в христианской традиции).

Друзья, позвольте мне высказать наблюдение, как ваш друг и тогже йог: что чакры не связаны с такими проявлениями, как репостят картинки в «Одногруппниках» все кому не лень. И, кстати, если читать Вудроффа «Змеиную силу» (а не аляповатые схемки на сайтах-однодневках и «ВКонтактике») – это становится совершенно очевидно.

Йога – по сути, вообще не про то, что нам бы хотелось устроиться в Самсаре поудобнее. А «про» освобождение от представлений о себе и мире, «об» открытости Невероятному – самой Жизни.

Надеюсь не запутал, и подчеркну – это лишь мои личные выводы.

Если развести руками марихуаново-мистический туман 1960х, и домыслы переводчиков-любителей начала века – никто, поистине никто не обещает вам ни повышения жизненности, если вы будете медитировать на коренную чакру, Муладхару. Ни повышения чувственности, если вы будет медитировать на вторую чакру – Свадхистхану. Ни способности выступать публично и очаровывать друзей, если вы «прокачали» Манипуру в планке… И так далее, вверх по чакрам.

На самом деле, если медитировать или делать техники йоги «по чакрам» некорректно, с перекосами, вы можете запросто заполучить себе снижение грубой жизненности (жажды обороняться и размножаться любой ценой, как делают все животные на этой планете) и снижениеЕ сексуальной активности в уме и в гормональной системе (о чём я писал уже в блоге). Собственно, такие цели и… ставили перед собой древние и средневековые йоги – ведь они были монахами, давшими обет целибата. Эти цели часто идут вразрез с теми, которые мы с вами, люди в мощном потоке мирской жизни XXI века, ставим перед йогой сегодня!

Если же всё-таки немного поговорить о практиках йоги «по чакрам», то кажущуюся взаимосвязь «нижних» центров с сексуальностью и инстинктом самосохранения, а «верхних» центров с высшей мозговой деятельностью, логичнее объяснить работой гормональных желез человеческого организма (эндокринная система) – которые как раз достаточно изучены медициной и существование которых не оспаривается учёными.

Поэтому, если вы побегали и вам явно захотелось секса и «много-много денег заработать» – не вините «нижние чакры»!

Или, если вы помедитировали на межбровный центр и погрузились в глубокую медитацию – не спешите благодарить «верхние чакры». Проще и логичней объяснить полученные эффекты работой со взглядом (изучена медицино), с воздействием на шишковидную железу (изучено, но рудиментарно), и в целом на мозг (изучено досконально).

Если вы укрепили «Манипуру», накачали крепкий пресс (и ягодицы) – ну, да это же великолепно! И это поможет вам поддерживать здоровье органов брюшной полости и ещё много как в жизни – но вот не надо нагонять мистику, примешивая сюда эти странные, мистические центры, чакры.

Если же вы хотите с головой погрузиться в аутентичную Йогу, как в древние времена делалось, и ваша ближайшая цель практики – провести мощную медитации по чакрам – не вопрос. Стоит обратиться к серии практик «Мантра-Сиддхи Йога». Она традиционно использовалась в Кундалини-йоге (северно-индийской, не кашмирской по Й. Бхаджану) и, в частности, подробно описаны в книгах Свами Сатьянанда Сарасвати («Древние Тантрические практики Йоги и Крии», мастерский курс – т.3). Немало полезного для работы «по чакрам» можно почерпнуть из книги «Инструменты для Тантры» другого известного автора и мощного практика – Хариша Джохари.

В технике «Мантра Сиддхи Йога» («Совершенство через работу с мантрами»), в которой «прорабатываются» все основные чакры, используются, в том числе, визуализация символа чакры (эти символы находятся в нашем подсознании и их существование признавал, в том числе д-р К. Юнг), пристальное внимание или даже массаж (пальпация) так называемого «Кшетрама» («точки включения») той или иной чакры, а кроме того, простые визуализации (такие, как «пронзание» воронки чакры спереди назад или сзади вперёд сквозь тело) и мысленное повторение мантры «ОМ». Такая комплексная практика обычно проводится 7 дней подряд (1 чакра – 1 день) и занимает 30-60 минут в день. Личная практика и преподавание этих древних, аутентичных, техник на протяжении более 2 лет доказали мне, что они не потеряли свою актуальность и сегодня. Эффект таких практик – (нет, не повышение сексуальности и много-много денег из воздуха) заметный прирост способности к концентрации, избавление от дистресса (хронического, продолжительного и сильного эмоционального стресса), если он был, а также бОльшая эмоциональная устойчивость – вне коврика. Как видите – вполне логичные и рациональные эффекты от таких «полумистических» практик, как работа с «чакрами».

Доброго здоровья и успехов практиках аутентичной йоги!

 

 

 

(с) Алексей Соловский, Специально для Yoga Journal Russia. Мой блог: https://yogajournal.ru/blogs/aleksey-sokolovskiy/ Автор статьи – сертифицированный преподаватель фитнес-йоги (г. Москва, Академия бодибилдинга и фитнеса, 2018 г.), ранее прошёл обучение у Гуру йоги Смрити Сингх в г. Варанаси, Индия, в 2006-2009 гг. Личная практика йоги 20 лет, преподавание йоги 10 лет в 5 странах мира.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Alex / автор статьи
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Йога. Медитация. Здоровье.