В индийской культуре термин «индуизм» синонимичен слову «йога» и термину «Санатана-Дхарма», что можно перевести как «духовное развитие». В буддизме аналогичный термин звучит как «Дхарма». Суть всех этих понятий — «поиск себя» или Самопознание. Йога — это Самопознание. Хотя ряд первоисточников Йоги (например, «Йога Васиштха«, «Трипура Рахасья» и «Виджняна Бхайрава Тантра» в числе прочих) утверждает, что путь Самопознания можно пройти в уме (это направление практик называется Джняна-йога, или Раджа-йога), обычно в обоих направлениях всё же предполагается, что для достижения цели пути Йоги, для совершенного Самопознания, предстоит и изучить необходимую теорию, и сделать специальные практики.
В связи с этим говорится о «двух крыльях»: теория и практика. Как птица с одним крылом далеко не улетит, так и йога включает и теорию, и практику.
«Великий Мудрец Агастья ответил:
– Как птица может подняться в небо, только если у неё есть два крыла, так и отрешённость от мирских желаний наряду с Мудростью (Джнаной) приводят к высшей Цели жизни, Освобождению. Одни лишь спонтанные действия (а-карма) или только Знание (Джнана) не могут привести к Освобождению, и только вместе они становятся средством для достижения этой наивысшей Цели жизни«. / «Йога Васиштха»
Практики (как физические, так и ментальные) Йоги традиционно передавались индивидуально, от Гуру (духовного Учителя) Шишья (ученику). (Примечание: как «Учитель», так и «ученик» может быть и мужчина, и женщина). А вот теория в Йоге это фактически фиксированный свод первоисточников, которые может перечислить каждый образованный брамин (представитель касты жрецов) в Индии, даже сегодня. Это около 100 трактатов по Йоге (Веды и Упанишады в числе прочих), которые считаются необходимыми для понимания Йоги. Ни один из этих источников не старше XVII века, т.е., например, современные книжки по йоге или анатомические справочники сюда, конечно, не относятся.