Как выбрать музыку для йоги, гвоздей, Вайвейшен?

Как выбрать музыку для йоги, гвоздей, Вайвейшен?
🎵 Как выбрать музыку для сессии гвоздестояния? 🎵

Правильно подобранная и проигранная, музыка может настроить на продуктивную сессию (или помочь установлению доверия между инструктором йоги на гвоздях и клиентом), помочь продержатся на гвоздях первые, самые «болючие», минуты, далее усилить практики йоги на гвоздях, и в конце мягко вернуть в нормальное состояние сознания и помочь эффективно завершить сессию.

Кстати, в музыкотерапии считается, что эффективнее проигрывание музыку без наушников, через динамики – тогда клиент (пациент) «слушает» музыку всем телом. Но наушники могут тоже пригодиться, особенно если вы не хотите вовлекать в ваш сеанс ваших близких, и соседей, или напугать до полусмерти кота.

Музыкальное сопровождение в идеале имеет несколько доказавших свою эффективность фаз:

* активизация внимания (старт на гвоздях)
* прорыв через трудность (первые 4-6 минут)
* глубокая внутренняя работа, сосредоточение (йога на гвоздях)
* интеграция полученного опыта, релаксация, успокоение (после схода с доски)

Иногда требуется несколько раз за сеанс на гвоздях (или сеанс Вайвейшен) пройти эту фазу, это тоже широко применяется. (Так, например, можно привести в пример музыкальный фон динамической медитации Ошо «Чакровое дыхание»).

По моему опыту, эта схема – наилучшая для проведения почти любого сеанса. Но существуют и другие схемы проведения сеанса музыкотерапии. Мы не должны забывать, что даже в России существует целый ряд школ музыкотерапии, не говоря уже о других странах мира. В России признаны эффективными школы музыкотерапии и теории построения занятия по ней В. И. Петрушина, С. В. Шушарджана, В. М. Элькина, Р. Блаво и других (см. более подробно журнальный клуб Интелрос, Credo New, №1, 2009).

Приведу несколько примером создания музыкального фона по В. И. Петрушину. Мы можем провести клиента по нескольким состояниям сознания, с тем, чтобы на каждом из них были проработаны самые актуальные, уже готовые быть интегрированными, проблемы (материал). По идее В. И. Петрушина медленные минорные композиции вызывают печаль, быстрые минорные – дают погрузиться в состояние гнева, медленные мажорные – погружают в спокойствие, быстрые мажорные дают радость.

В этой схеме (Петрушина), приводятся такие примеры выбора музыкальных композиций для сеанса для проявления разных состояний (примеры выбраны из общедоступной классики):

Спокойствие: Ф. Шуберт, «Аве Мария»; К. Сен-Санс, «Лебедь»

Печаль: Э. Григ, «Смерть Озе», К. Глюк, «Мелодия» (из оперы «Орфей и Эвридика»)

Гнев: П.И. Чайковский, увертюра «Буря»; Р. Шуман, «Порыв»

Радость: Д. Шостакович, «Праздничная увертюра»; Ф. Лист, финалы венгерских рапсодий №№ 6, 10, 11, 12; В. Моцарт, «Маленькая ночная серенада» (I и IV ч.), и др.

Методика С. В. Шушарджана базируется на древнекитайском учении о пяти звуках (пентатонике). Древние китайцы верили, что пять звуков соответствуют пяти первоэлементам, а также определённым органам человека. Звук (элемент) воздействует на тот или иной орган. Здесь трудно не вспомнить о том, что гвоздестояние отдалённо связано и иглоукалыванием – ещё одной техникой, которая пришла к нам из Древнего Китая, и до сих пор используется, в китайской народной медицине.

Теория В. М. Элькина опирается на цветодиагностику швейцарского учёного М. Люшера, где предлагается теория о том, что восемь цветов соответствуют восьми эмоциональным состояниям человека. Чёрный цвет – это трагическая погружённость в себя, фиолетовая – мечтательность, синий цвет — это покой, красный – энергетический подъём, и так далее.

Методика Р. Блаво («энергоинформационная» методика) связана с древнеиндийским учением о семи чакрах. По теории Р.Блаво, мы можем воздействовать на чакры специально подобранными музыкой, а также одновременно цветом и ароматом.

Среди западных экспертом по музыкотерапии, стоит обратить внимание на разработки С. Грофа (да, «того самого», отца холотропного метода), Х. Швабе (Schwabe), и А. Менегетти (Menegetti A.), а также современные исследования и применение в медицине бинауральных ритмов

(отрывок из книги «Неплоская доска: методическое пособие по гвоздестоянию», к-ю я готовлю к печати в сентябре)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Alex/ автор статьи
Йога. Медитация. Здоровье.