Йога нидра для продолжающих. Тонкости. Ведение занятий

Йога нидра для продолжающих. Тонкости. Ведение занятий

Йога-нидра – мощная и эффективная практика самосовершенствования, которая действует в рамках направлений, обозначенных Раджа-йогой. Можно сказать, что Йога-нидра дополняет основную практику Хатха- и Раджа-йоги, т.к. не включает в себя активную работу с телом и пранами. Но у Йога-нидры есть одно преимущество, которое сразу ставит ее в ряд высших йог: с ее помощью можно превзойти возможности заурядного ума и поведения, преобразовать всю свою личность. Фактически, Йога-нидра реализует цели Раджа-йоги, хотя и в другом контексте практик. Что же предлагает Йога-нидра тем, кто занимается ей регулярно и увлеченно, кто хочет достичь новых высот в этом направлении, а также, возможно, и начать вести (читать) Йога-нидру? Предлагаем вам два важных вопроса для анализа или медитации.

Регулярно занимаясь Йога-нидрой, можно заметить, что постепенно опыты качественно меняются: вы словно переходите на новые уровни в компьютерной игре. Это действительно так: ваше сознание продвигается от одного слоя самскар к другому – более глубокому, тонкому, сложному – прорабатывая их. При этом нетрудно заметить, что образы и впечатления становятся все более яркими, осязаемыми, причудливыми, а иногда и убедительно пугающими.

Проникая в подсознание и полностью абстрагируясь от тела, практикующий может испытать необычные (психические) опыты отделения от тела, левитации, астральных путешествий, встречи в персонифицированными «высшими силами» и т.д. Стоит помнить, что как и внешний мир в нашей интерпретации, пространство внутреннего космоса (т.е. как бы сама эта интерпретация в чистом виде) ни что иное, как проекции нашего сознания.

Как в повседневной жизни человек осознанный способен сделать мир лучше своими действиями – гармонизировать свою жизненную ситуацию и ситуацию других к лучшему – так же и во внутреннем пространстве, которое с натяжкой можно назвать «мир Йога-нидры» (т.к. на деле это наш собственный внутренний мир), мы способны интегрировать энергии с целью сделать лучше свое подсознание, а с ним и сознание. Как отмечал автор и популяризатор метода Йога-нидры, Свами Сатьянанда Сарасвати, эта техника буквально «вычищает авгиевы конюшни ментального и астрального хлама при помощи нашего же сознания, погруженного в глубокие пропасти сознания». По мнению йогов, которые верят в возможность реинкарнации, возможности такого «расчищения» простираются далеко за рамки текущей жизненной ситуации (кармы текущего рождения), захватывают и травмы\впечатления прошлых перерождений, которых у каждого из нас было множество. Если же не принимать концепцию реинкарнации, достаточно и того, что Йога-нидра способна проработать и гармонизировать ВЕСЬ опыт текущей жизни до самого младенчества, переживание процесса рождения, и пренатальный (внутриутробный) опыт, который тоже зачастую бывает травматическим. В этой связи стоит подчеркнуть, что в отличие от практики Ребёфинга (или метода Холотропного дыхания С. Грофа) метод Йога-нидры, не уступая им по качеству проработки, заметно более мягкий по воздействию и работе, не имеет противопоказаний и может применяться буквально каждым, без особых волевых и физических усилий.

Тем, кто всерьез интересуется механизмами воздействия Йога-нидры, стоит поразмыслить над тем, что всего условно можно выделить три слоя самскар, с которыми мы взаимодействуем в практике:

  1. Первый уровень. Снятие ограничений ума и его модификаций («Читта Вритти Ниродха»). Фактически, это просто глубокая релаксация и тишина. Происходит активизация областей мозга, отвечающих за тактильные ощущения и двигательные функции. На первом уровне практикующий встречает мало мыслеформ, в основном он «в одиночестве» переживает необычные состояния (Пратьяхара – полная или частичная, с каналом слуха, а также пробуждение реально ощущаемых тактильных ощущений по команде ведущего: жар, холод, и т.п. Яркие визуализации, полеты, воображаемые действия, имеющие целью проработку эмоционального плана.
  2. Второй уровень. Сфера подсознательного. Яркие, сложные «живые» мыслеформы, иногда целые фантастические миры. Форма перемещений и проявлений. Динамический и активный план. На этом уровне часто возникают видения борьбы или наслаждений, в которых важно сохранять центрированность и невовлеченность.
  3. Третий уровень. Самая глубина: дно сознания. Сфера бессознательного. Скрытая, непроявленная форма самскар. Самые причудливые мыслеформы, вопринимаемые всем существом, непосредственно (без помощи ума или чувств).

На первом уровне практикующий преодолевает уровень Читты – непосредственного наполнения ума, слов и мыслей, желаний рационального ума, постепенно растворяя, отпуская их. На этом уровне происходит эффективное психомышечное расслабление, изменение кровяного давления и циклов работы мозга в состояние, соответсвтвующее сну – при сохранении осознавания всего происходящего. Даже на данном уровне человек проникает за ограничений своей личности и поведения, воспитания и т.п.! Стимулируются различные области мозга, отвечающие за ощущения и переживания. По сравнению с обычным (средним, базовым) состоянием обычного человека, уже этот первый уровень воспринимается как что-то необычное, новое, фантастическое, интересное, привлекательное. Реализация этого уровня – первая ступень для практикующего, и первый ощутимый результат в Йога-нидре, который может мотивировать продолжать занятия.

На втором уровне погружения встречаются уже не слова или гирлянды, цепочки мыслей (их мы растворили в самом начале), а «ожившие» символы, архетипы, цвета, звуки – своеобразный синтаксис подсознания. Эти формы переживаются полно и ярко – фактически, поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» хорошо описывает этот уровень. Формы, выплеснувшиеся из подсознания, невозможно описать и тысячей слов, это как бы чистый опыт, переживаемый очень мощно. Происходит высвобождение спрессованных архетипов, их «переработка» с помощью нашего внимания, и интеграция (возвращение) энергии, которая была «заперта» в них, практикующему. Это как если бы мы имели значительные средства на банковском счете, однако пока средства не были разблокированы, мы не могли ими пользоваться. Фактически, второй уровень – это реализация пятой ступени Раджа-йоги (Пратьяхара), с возможностью перехода на уровни Дхараны, Дхьяны и Самадхи при продолжении углубления состояния. При этом, для целей именно Йога-нидры такое дальнейшее продвижение нежелательно (см. наш материал о Санкальпе).

На третьем (самом глубоком) уровне практикующий фактически «вываливается» в бессознательное – в сферу сверхчувственного и сверхментального, переживая целостность, спокойствие, пустоту, либо странные переживания, слабо поддающиеся интерпретации в словах (здесь нет цветов, слов, событий). Физиологически, активизируется ультразвуковая церебральная цепь головного мозга. Примерное описание этого опыта: увидеть красивый цветок и сказать себе, что он красивый, не используя слова и образы. После интеграции на этом уровне происходит естественное привлечение, возвращение в свой «центр», приближение к истинному Я, находящему в состоянии СатЧитАнанды, т.е. чистоты-всезнания-блаженства. Это целительное переживание для всех без исключения. Однако для опытных йогов и это не «конец пути», а лишь начало дальнейшей работы.

Другой важный момент для понимания глубинных механизмов работы в Йога-нидре. Теория йоги утверждает, что у человека есть три важнейших энергетически канала: Ида, Пингала и Сушумна. Ида (левый канал, лунный) – олицетворение силы подсознания, интуиции, иррациональное, Инь. Пингала (правый, солнечный) – жизненная сила, рациональное, Ян. Сушумна (центральный канал) – это канал духовной энергии, он обычно спит. В классической медицине йоговским Иде, Пингале и Сушумне примерно соответствуют симпатическая, парасимпатическая и центральная нервная системы.

Обычный человек может прожить всю жизнь, «работая» лишь с дуализмом Иды и Пингалы, переключаясь с одного на другое состояние, но не познав состояния пробуждения Сушумны с его всепоглощающим единством и гармонией. Однако практика Пратьяхары блокирует Иду и Пингалу – тогда возможно состояние гипноза (внушения) – тамасическое состояние (инерция и покорность, неведение). Если же в это время пробуждается Сушумна, начинает активно работать ЦНС, и энергия Сушумны по заблокированным Иде и Пингале начинает поступать в головной мозг. Возникает другое состояние – Йога-нидра, характеризующееся большой свободой и осознанностью, это состояние Саттвы – чистоты, знания и осознавания, силы. Именно в таком состоянии человек способен самостоятельно и в высшей степени эффективно проработать собственное сознание и подсознание, реструктуризировать свою личность, ее привычки, установки, направление. В ходе сеансов Йога-нидры, в состоянии сверхвосприимчивости, которое обеспечивает эта техника, можно полностью избавиться от негативных шаблонов поведения, даже сильно кристаллизовавшихся (многолетние привычки, пороки, черты личности), и принять для себя новые – желанные, положительные и конструктивные.

Йога-нидра – по-своему, экстремальная практика, особенно на глубинных уровнях: практикующий должен быть готов встретиться с воплощенными проекциями своего подсознания, далеко не всегда приятными и мирными. Однако если изучена теория, наработан опыт, и «йоганавт» укоренен в ощущении незатронутости, неуязвимости и целостности (позиция Сакши – «свидетеля»), весь дисгармоничный материал будет интегрирован обратно в потенциал – человек «разблокирует» свои «замороженные счета», на которых лежит у него целое энергетическое «состояние». Эту энергию можно затем использовать по своему усмотрению – на материальные или на духовные цели.

Йога-нидра не навязывает никаких концепций или целей – вы свободны делать это самостоятельно. Здесь нет скрытых религиозных или даже философских тенденций. Йога-нидра способна помочь буквально всем, независимо от того, какие конкретные цели ставит перед собой человек на данном этапе своей духовной эволюции. Движение осознанности, проникающей в ходе сеанса Йога-нидры во все части тела и даже головного мозга, способствует замечательной физической, эмоциональной и ментальной релаксации, очищает нервные каналы, по которым циркулирует жизненная энергия – прана. Человек встает после сеанса обновленным, отдохнувшим, настроенным на успех и достойным его – это ли не желанный результат всего лишь одного часа нетрудной практики?

Ещё о Йога-нидре, мои предыдущие статьи:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Alex / автор статьи
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Йога. Медитация. Здоровье.